Николаевский район Ульяновской области

Поиск по сайту

Анализ проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации муниципального образования «Николаевский район». Мероприятия по контролю за фактическим устранением коррупциогенных факторов, выявленных в ходе антикоррупционной экспертизы

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции определяет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Данное направление также регулируется Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», непосредственно в нашем муниципальном образовании «Николаевский район» - Решением Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от 28.12.2010 «128 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Николаевский район и их проектов».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательной и проводится органами прокуратуры, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, госорганизациями в пределах своей компетенции.

Все проекты нормативных правовых актов администрации и Совета депутатов МО «Николаевский район» проходят антикоррупционную экспертизу.

С 2011 года периодически проводится антикоррупционная экспертиза не только правовых, но и ненормативных правовых актов. Данное направление позволяет значительно уменьшить пространство муниципальных и ведомственных коррупционных рисков, выявленное в предыдущие годы надзорными и следственными органами по фактам коррупциогенных проявлений, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

 Правовая и антикоррупционная экспертиза НПА и проектов НПА заключается в проверке на предмет соответствия нормам действующего законодательства и отсутствия в них коррупциогенных факторов.

Согласно пункту 7 Методики, утвержденной выше указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы разделяются на три группы:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

3) факторы системного характера.

1. Типичные коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти.

1.1. Широта дискреционных полномочий.

1.2. Определение компетенции по формуле "вправе".

1.3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.

1.4. Злоупотребление правом заявителя.

1.5. Выборочное изменение объема прав.

1.6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

1.7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность.

1.8. Принятие нормативного правового акта органа исполнительной власти "сверх компетенции".

1.9. Заполнение законодательных пробелов при помощи нормативного правового акта органа исполнительной власти.

2. Типичные коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов.

2.1. Наличие пробела в правовом регулировании.

2.2. Отсутствие административных процедур.

2.3. Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур.

2.4. Отсутствие запретов и ограничений для государственных (муниципальных) служащих в конкретной области деятельности.

2.5. Отсутствие ответственности государственного (муниципального) служащего за правонарушения.

2.6. Отсутствие контроля, в том числе общественного, за государственными (муниципальными) органами и государственными (муниципальными) служащими.

2.7. Нарушение режима прозрачности информации (отсутствие информации).

3. Типичные коррупционные факторы системного характера.

3.1. Ложные цели и приоритеты.

3.2. Нормативные коллизии.

3.2.1. Коллизия нормативного правового акта и Конституции РФ или конституции (устава) субъекта РФ.

3.2.2. Коллизия нормативного правового акта органа исполнительной власти и закона.

3.2.3. Коллизия нормативного правового акта органа исполнительной власти и другого нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

3.3. "Навязанная" коррупциогенность.

4. Проявления коррупциогенности.

4.1. Формально-техническая коррупциогенность.

4.1.1. Несоблюдение установленной формы нормативного правового акта органа власти.

4.1.2. Несоблюдение (нарушение) порядка принятия нормативного правового акта органа власти.

4.2. Непринятие нормативного правового акта (бездействие).

4.3. Нарушение баланса интересов.

При оценке НПА или проекта НПА специалистом рассматриваются антикоррупционные заключения, составленные с привлечением независимой экспертной организации.

Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в виде самостоятельных заключений, отвечающих принципам обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы НПА или проектов НПА, в которых указываются выявленные коррупционные факторы и предлагаются рекомендации по их устранению. Подготовленные заключения направляются разработчикам нормативных правовых актов для устранения выявленных коррупционных факторов, после чего проводится проверка проектов нормативных правовых актов на предмет устранения выявленных коррупционных факторов после доработки проекта.

Если в проекте нормативного правового акта не обнаружено коррупционных факторов, указанные подразделения (специалисты) готовят и направляют лицам (органам), принимающим (утверждающим) нормативный правовой акт, заключение с указанием об отсутствии: коррупционных факторов; разногласий по отдельным положениям после доработки нормативных правовых актов. Этот документ направляется либо в составе заключения по результатам правовой экспертизы, либо в качестве самостоятельного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.

        В 2015 году отделом правового обеспечения Администрации МО «Николаевский район» проведена антикоррупционная экспертиза 45 проектов нормативных правовых актов. В результате проделанной работы коррупциогенные факторы не выявлены.

       Результаты антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов опубликованы  на сайте Администрации муниципального образования «Николаевский район».

 

 

Начальник отдела правового обеспечения

Администрации МО «Николаевский район»                                          Л.А. Пучкина

    Новости

    Погода

    Николаевка


    Работа (Вакансии) в Николаевском районе









    Статистика