Николаевский район Ульяновской области

Поиск по сайту

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности

УТВЕРЖДАЮ

Министр экономического развития

Ульяновской области

О.В.Асмус

от 10 сентября 2014г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению процедуры оценки регулирующего

воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской

области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской

и инвестиционной деятельности

 

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, разрабатываемых государственными органами Ульяновской области (должностными лицами государственных органов Ульяновской области), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом Ульяновской области и законодательством Ульяновской области право вносить в государственные органы Ульяновской области проекты нормативных правовых актов Ульяновской области (далее - проекты нормативных правовых актов), и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее соответственно - нормативные правовые акты, экспертиза).

1.2. Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учёта мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица).

1.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.

1.4. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления её результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ

к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах её решения, в том числе путём введения предлагаемого правового регулирования.

1.5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие

основные понятия и их определения:

уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти

Ульяновской области (Министерство экономического развития Ульяновской области), ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также уполномоченный на подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов;

разработчики проектов нормативных правовых актов - государственные органы Ульяновской области (должностные лица государственных органов Ульяновской области), осуществляющие в пределах предоставленных полномочий функции по выработке государственной политики и нормативно­ правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений, иные лица, имеющие в соответствии с Уставом Ульяновской области и законодательством Ульяновской области право вносить в государственные органы Ульяновской области проекты нормативных правовых актов Ульяновской области (далее - органы-разработчики);

публичные обсуждения - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта, организуемое органом- разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;

размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;

сводный отчёт о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчётов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Сводный отчёт заполняется органом-разработчиком проекта нормативного правового акта по форме, утверждаемой Министерством экономического развития Ульяновской области;

заключение об оценке регулирующего воздействия – завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый Министерством экономического развития Ульяновской области и содержащий выводы о соблюдении органом- разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;

заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый Министерство экономического развития Ульяновской области и содержащий выводы о положениях нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;

специализированный ресурс - специализированный ресурс для проведения публичных обсуждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://regulation.ulgov.ru.

1.6. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются органы- разработчики проектов нормативных правовых актов, уполномоченный орган, иные государственные органы и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных обсуждениях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

1.7. При проведении процедуры ОРВ в Ульяновской области

рекомендуется обеспечить:

объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования) посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;

количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учётом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;

свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и обеспечение соответствующего учёта такого мнения.

1.8. Методические рекомендации определяют порядок действий по подготовке и размещению уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования, составлению сводного отчёта, организации публичных обсуждений проекта нормативного правового акта и сводного отчёта, обобщению предложений, поступивших в ходе их проведения, подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия, проведению экспертизы вступившего в силу нормативного правового акта.

II. Размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования

2.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, орган-разработчик проводит публичные обсуждения с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов её решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования

и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.

2.2. Орган-разработчик размещает на официальном сайте уведомление об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, в котором представляет сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы.

2.3. В уведомлении приводятся краткие сведения об идее (концепции) предлагаемого правового регулирования, о наличии проблемы, выявленной органом-разработчиком в определённой сфере общественных отношений, целях предлагаемого правового регулирования, вариантах решения проблемы, потенциальных адресатах регулирования.

2.4. В целях обоснования необходимости разработки идеи (концепции) правового регулирования орган-разработчик при заполнении формы уведомления отражает в том числе следующую информацию:

описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, включая характеристику негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы. Отсутствие нормативного регулирования определённой сферы общественных отношений или наличие принятых решении о разработке проекта нормативного правового акта в данной сфере не является достаточным обоснованием наличия проблемы;

краткое изложение целей предлагаемого правового регулирования. Цели регулирования должны соответствовать указанной проблеме, обеспечивая её полное или частичное решение. Цели регулирования характеризуются количественной измеримостью и определенностью сроков их достижения. В случае если достижение целей предлагаемого правового регулирования растянуто в продолжительном временном периоде, определяются промежуточные показатели достижения таких целей и сроки, в которые эти значения должны быть достигнуты указание на действующие нормативные правовые акты, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в соответствующей сфере либо указание на инициативный характер разработки проекта нормативного правового акта;

сведения о планируемых сроках вступления в силу нормативного правового акта и о необходимости установления переходного периода;

описание возможных вариантов предлагаемого правового регулирования, включая оценку положительных и отрицательных последствий и рисков решения выявленной проблемы указанными способами. Наиболее важной является количественная оценка положительных и отрицательных последствий для каждого из рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования. При проведении оценки регулирующего воздействия рассматривается также вариант сохранения ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений «как есть», в условиях отсутствия правового регулирования или сохранения действующего способа регулирования. В ходе проведения оценки регулирующего воздействия рассматриваемых разработчиком предлагаемых способов правового регулирования такая оценка проводится в отношении максимального количества возможных рациональных способов решения выявленной проблемы. Для их идентификации может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах;

сведения о потенциальных адресатах предлагаемого правового регулирования, включая количественную оценку и качественный состав, их основных группах, прогнозе количественной динамики, описание степени влияния проблемы на права и законные интересы участников отношений;

сведения о дополнительных расходах и доходах потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и консолидированного бюджета Ульяновской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;

оценка рисков наступления неблагоприятных последствий при введении того или иного способа предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы;

обоснования выбора предпочтительного варианта предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.

2.5. К уведомлению об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования прикладываются и размещаются на официальном сайте:

перечень вопросов для участников публичных обсуждений;

иные материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования.

2.6. При размещении уведомления разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов всех заинтересованных лиц. Рекомендуется, чтобы данный срок составлял не менее 15 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.

2.7. О проведении обсуждения (с указанием источника опубликования уведомления) рекомендуется извещать следующие органы и организации:

а) Министерство экономического развития Ульяновской области, заинтересованные государственные органы Ульяновской области и должностных лиц Ульяновской области, в их числе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области;

б) заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

в) организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

г) иные организации, которые целесообразно, по мнению органа- разработчика, привлечь к подготовке проекта акта.

Отсутствие у органа-разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении обсуждения.

2.8. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены органом - разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются органом-разработчиком и включаются в общую сводку предложений, подготавливаемую в порядке, установленном пунктом 2.9 настоящих Методических рекомендаций.

2.9. Обработка предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, осуществляется органом- разработчиком, который рассматривает все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок. По результатам рассмотрения орган-разработчик составляет сводку предложений (далее - сводка предложений).

В сводке предложений указывается автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (Предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения). Также в сводке предложений указывается перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных обсуждений

2.10. По результатам рассмотрения предложений участников публичных обсуждений, поступивших в связи с размещением уведомления, орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы. При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта, соответствующее решение размещается на специализированном ресурсе и доводится до органов и организаций, указанных в пункте 2.7 настоящих Методических рекомендаций.

III. Формирование и обсуждение сводного отчёта и проекта нормативного правового акта

3.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывает соответствующий проект нормативного правового акта и формирует сводный отчёт о результатах проведения процедуры ОРВ указанного проекта нормативного правового акта с учетом положений раздела IV настоящих Методических рекомендаций. Форма сводного отчёта утверждается Министерством экономического развития Ульяновской области. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учётом следующих основных критериев:

а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;

б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и консолидированного бюджета Ульяновской области;

в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для её развития.

В случае если по итогам проведения обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком будет принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он вправе провести повторное обсуждение данного варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.

В случае если такое обсуждение не проводились, орган-разработчик подробно обосновывает необходимость выбора варианта предполагаемого правового регулирования, отличного от предлагавшегося на этапе размещения уведомления.

3.2. Сводный отчёт составляется органом-разработчиком с учётом результатов рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления.

В сводном отчёте приводятся источники использованных данных. Расчёты, необходимые для заполнения разделов сводного отчёта, приводятся в приложении к нему. Информация об источниках данных и методах расчётов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчёты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к сводному отчёту в полном объёме.

3.3. Целями проведения публичных обсуждений проекта нормативного правового акта и сводного отчёта являются:

сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком;

установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов консолидированного бюджета Ульяновской области, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;

определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных органом-разработчиком, а также возможных

рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования.

Также целью публичных обсуждений проекта нормативного правового акта и сводного отчёта является уценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения юридической техники и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.

3.4. К тексту проекта нормативного правового акта и сводному отчёту прикладываются и размещаются на специализированном ресурсе:

перечень вопросов для участников публичных обсуждений;

иные материалы и информация по усмотрению органа-разработчика, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования;

3.5. Срок проведения публичных обсуждений рекомендуется устанавливать не менее 20 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчёта на специализированном ресурсе.

Перед началом публичных обсуждений орган-разработчик указывает срок, в течение которого будет осуществляться приём позиций заинтересованных лиц.

3.6. Извещение о проведении публичных обсуждений производится в порядке, установленном в пункте 2.7 настоящих Методических рекомендаций.

3.7. Сбор и обработка предложений, поступивших в ходе проведения публичных обсуждений, производятся по правилам, предусмотренным пунктами 2.8, 2.9 настоящих Методических рекомендаций.

В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных обсуждений.

3.8. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных обсуждений, сводный отчёт и проект нормативного правового акта при необходимости дорабатываются органом-разработчиком.

Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчёт размещаются на специализированном ресурсе и направляются органом-разработчиком вместе со сводками предложений, составленными по результатам публичных обсуждений в соответствии с пунктом 2.9 настоящих Методических рекомендаций, в Министерство экономического развития Ульяновской области для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

IV. Рекомендации по заполнению формы сводного отчёта о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта

4.1. В разделе 1 сводного отчёта «Общая информация» органом- разработчиком приводятся краткие сведения о проведенной оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, включая описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, цели и содержание предлагаемого правового регулирования.

4.2. В разделе 2 сводного отчёта «Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый’ способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы» приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования. Важно, чтобы формулировка проблемы была конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы. Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются государственными органами Ульяновской области, осуществляющими в пределах предоставленных полномочий функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений, различными путями:

посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;

на основе данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о причинёнии вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба консолидированному бюджету Ульяновской области или отдельным группам лиц и прочее;

на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;

в результате получения обращений граждан и организаций;

иными способами.

Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы могут проявляться в следующем. Наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе консолидированному бюджету Ульяновской области. Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний. Неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации или за рубежом либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций. Недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее. Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками. За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, органы-разработчики могут также опираться на данные

независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений. В сводном отчёте приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идёт ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по её решению не привели к её решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объёмах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы. При объяснении причин невозможности решения проблемы без участия государства раскрывается, как может в последующем развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства государства (описывается наиболее вероятный сценарий развития событий). В том случае, если одинаково вероятны несколько различных сценариев, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий. В случае невозможности решения проблемы без изменения законодательства дается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.

4.3. В разделе 3 сводного отчёта «Анализ международного опыта, опыта субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере» приводится информация об опыте решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах.

4.4. В разделе 4 сводного отчета «Цели предлагаемого регулирования» органом-разработчиком указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей. Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах «улучшение ситуации», «создание условий», «содействие» и иными сходными характеристиками. Для последующего проведения мониторинга достижения целей регулирования в сводном отчёте указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчёта указанных показателей и периодичность их измерения.

4.5. В разделе 5 сводного отчёта «Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы, включая вариант, который позволит достичь поставленных целей без введения нового правового регулирования» приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы. Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая её негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.

Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.

4.6. В разделе 6 сводного отчёта «Основные группы субъектов предпринимательской и иной деятельности, иные заинтересованные лица, включая государственные органы Ульяновской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов» указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы.

Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий

(граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчёта количества субъектов.

Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.

4.7. В разделе 7 сводного отчета «Новые функции, полномочия, обязанности и права государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации» необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием. Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия делегируются муниципальному уровню, государственным или негосударственным организациям и другим лицам. Под порядком реализации функций в том числе понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее. По каждой изменяемой функции рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию. Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объёму предполагаемой деятельности. В данном разделе сводного отчёта указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.

4.8. В разделе 8 сводного отчёта «Оценка дополнительных расходов (доходов) консолидированного бюджета Ульяновской области» приводится оценка расходов возможных поступлений консолидированного бюджета Ульяновской области, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти, выделенных в разделе 7 сводного отчёта. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления. На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.

4.9. В разделе 9 сводного отчёта «Новые обязанности (ограничения) для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей (ограничений), а также связанные с ними дополнительные расходы (доходы)» приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 6 сводного отчета. По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчётности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени). Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта. Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и ^периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления. При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.

4.10. В разделе 10 сводного отчёта «Оценка положительных и отрицательных последствий и рисков решения проблемы предложенным способом регулирования» приводится риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования. Могут быть рассмотрены следующие виды рисков. Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, «пилотному» внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска. Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия. Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями. Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств областного бюджета Ульяновской области, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в государственном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп). Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий. В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом. Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов. Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам. Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции. Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями. Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием. Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счёт предлагаемого правового регулирования. В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски

возможных коррупционных проявлений и иные риски. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчёта точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность / высокая вероятность / средняя вероятность). Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения. Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного

воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы. Разделы 6-10 сводного отчёта заполняются органом-разработчиком для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов. 4.11. В разделе 11 сводного отчёта «Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения» указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта. Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу. Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки.

4.12. Приложения к сводному отчёту. В приложениях к сводному отчёту приводятся сводки предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, а также в ходе проведения органом-разработчиком публичных обсуждений, с указанием сведений об использовании либо об отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц, а также расчёты, проведенные органом-разработчиком в ходе процедур оценки регулирующего воздействия альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.

V. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия

5.1. Заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливается Министерством экономического развития и содержит выводы о соблюдении органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.

5.2. В случае выявления несоблюдения требований установленного в Ульяновской области порядка проведения процедуры ОРВ в заключении могут быть сделаны выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных данным порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в Министерство экономического развития Ульяновской области сводного отчёта и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

5.3. В случае установления соответствия проведенной органом- разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям Министерство экономического развития Ульяновской области осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.

5.4. Анализ, проводимый Министерством экономического развития Ульяновской области, основывается на результатах исследования органом-

разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчёте. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных обсуждений.

Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных обсуждений. В случае если Министерство экономического развития Ульяновской области приходит к выводу о том, что публичные обсуждения были организованы неэффективно, это так же отмечается в заключении об оценке регулирующего воздействия.

5.5. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных обсуждений либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, Министерством экономического развития Ульяновской области могут быть проведены дополнительные публичные обсуждения в течение сроков, отведённых на подготовку заключения об ОРВ.

5.6. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования Министерство экономического развития Ульяновской области формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.

5.7. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования Министерство экономического развития Ульяновской области обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:

точность формулировки выявленной проблемы;

обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;

адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;

практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;

верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;

корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и консолидированного бюджета Ульяновской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;

степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.

5.8.

Мнение Министерства экономического развития Ульяновской области относительно обоснований выбора предлагаемого органом-разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчёта, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.

Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и консолидированного бюджета Ульяновской области, перечисляются в заключении об оценке регулирующего воздействия.

В случае наличия обоснованных предложений Министерства экономического развития Ульяновской области, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.

5.9.

Форма заключения об оценке регулирующего воздействия

утверждается Министерством экономического развития Ульяновской области.

Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется указывать наименования проекта нормативного правового акта и органа-разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках. В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчёте выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных обсуждений. В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию Министерства экономического развития Ульяновской области относительно предлагаемого правового регулирования и соблюдения органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ. В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчёта, обобщение и оценка результатов публичных обсуждений, проведенных самим уполномоченным органом, предложения Министерства экономического развития Ульяновской области, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта. Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого органом-разработчиком варианта предлагаемого правового регулирования.

VI. Рекомендации по проведению экспертизы

6.1. Экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении нормативных правовых актов в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

6.2. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.

6.3. Экспертиза осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, указанных в решениях (протоколах) заседаний Консультативного совета при Министерстве, а также поступивших в Министерство от исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, руководителей общественных объединений предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

6.4. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в Министерство экономического развития Ульяновской области, составляется план проведения экспертизы (далее - план). Нормативные правовые акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные сведения могут быть получены Министерством экономического развития Ульяновской области как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

6.5. До включения в план Министерство экономического развития Ульяновской области запрашивает мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов с учётом сложившейся правоприменительной практики у общественных организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. План утверждается Министром экономического развития Ульяновской области, а также размещается на специализированном ресурсе и на официальном сайте Министерства экономического развития Ульяновской области.

6.6. Срок проведения экспертизы устанавливается не более трёх месяцев для каждого нормативного правового акта.

Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлён Министерством экономического развития Ульяновской области, но не более чем на один месяц.

6.7. В ходе экспертизы проводятся публичные обсуждения, исследование

нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе.

6.8. Публичные обсуждения рекомендуется проводить в течение не менее одного месяца со дня, установленного для начала экспертизы.

На специализированном ресурсе и на сайте Министерства экономического развития Ульяновской области размещается уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных обсуждений.

6.9. Министерство экономического развития Ульяновской области запрашивает у государственного органа Ульяновской области, принявшего

нормативный правовой акт, или государственного органа Ульяновской области, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые для проведения экспертизы.

Указанные материалы содержат сведения (расчёты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений. В случае если государственным органом Ульяновской области, принявшим нормативный правовой акт, или государственным органом Ульяновской области, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, на запрос Министерства экономического развития Ульяновской области в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом указываются в тексте заключения. Министерство экономического развития Ульяновской области обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нём срок для их предоставления.

6.10. Исследование нормативных правовых актов проводится во взаимодействии с государственным органом Ульяновской области, принявшим нормативный правовой акт, или государственным органом Ульяновской области, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.

6.11. При проведении экспертизы следует:

а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчёты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных обсуждений;

б) анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;

в) определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;

г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.

6.12. По результатам экспертизы составляется заключение об экспертизе.

В заключения об экспертизе указываются сведения о нормативном правовом акте, разработчике акта, выявленных положениях нормативного правового акта, которые создают необоснованные затруднения осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области, предложения о способах их устранения или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов, информация о проведенных публичных обсуждениях, позиции государственных органов Ульяновской области (должностных лиц государственных органов Ульяновской области) и представителей предпринимательского сообщества, независимых экспертов, участвовавших в экспертизе.

6.13. После подписания заключение об экспертизе размещается на специализированном ресурсе и на сайте Министерства экономического развития Ульяновской области. В случае если по результатам проведения Министерством экономического развития Ульяновской области экспертизы нормативного правового акта в нём выявлены положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, Министерство не позднее трёх рабочих дней со дня подписания Министром экономического развития Ульяновской области заключения направляет должностному лицу, подписавшему данный нормативный правовой акт, заключение, подлежащее обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения заключения Министерства экономического развития Ульяновской области должностное лицо, подписавшее данный нормативный правовой акт, или уполномоченное им должностное лицо не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного заключения направляет в Министерство экономического развития Ульяновской области мотивированный ответ о согласии t содержащимися в заключении выводами, о планируемых действиях и сроках по устранению из нормативного правового акта положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, либо мотивированный ответ о несогласии с содержащимися в заключении выводами.

6.14. Разногласия, возникающие по результатам проведения экспертизы, разрешаются в порядке, определенном Губернатором Ульяновской области.

VII. Отчетность о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия Ульяновской области

10.1. Министерством экономического развития Ульяновской области ежегодно, не позднее 30 января года, следующего за отчётным, готовится доклад о развитии и результатах процедур ОРВ и экспертизы в Ульяновской области.

10.2. Доклад опубликовывается на официальном сайте Министерства экономического развития Ульяновской области и на специализированном ресурсе.

 

    Новости

    Ссылки


    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ

    ОБЪЯСНЯЕМ.РФ

    Работа (Вакансии) в Николаевском районе











    Статистика